Главная » Одаренные дети

Проблемы социальной адаптации одаренных детей

Одаренные дети и особенности их социальной адаптации

Одаренные дети - дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике. Нередки случаи расхождения между общим умственным развитием ребенка и выраженностью более специальных способностей. Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и от характера деятельности. Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности.

Итак, один ребенок сразу запоминает длинное стихотворение, другой - легко складывает в уме пятизначные числа, третий - высказывает мысли, достойные философа. Родители и учителя довольно часто наблюдают проявления ранних и ярких способностей, быстрый темп усвоения знаний, неистощимость в занятиях любимым делом. Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий ученых и учителей. На одном из таких обсуждений А.В. Петровский отмечал, что одаренность детей была всегда, но на фоне научно-технических достижений, интеллектуального, художественного и физического развития блеск вундеркиндов как бы потускнел, но яркие проявления детской одаренности по-прежнему существуют. А.В. Петровский подчеркивал, что, как правило, такие дети легко переносят ускоренное, бурное развитие своих способностей, и, объясняется это тем, что на решение задач, стоящих перед ними они затрачивают меньше сил. И еще нельзя забывать о положительных эмоциях от успеха, чем прекрасно компенсирует энергетические затраты. И еще в чем выразилась озабоченность А.В. Петровского - поддерживая проявления ярких способностей, нельзя упускать из виду формирование личности. Н. Лейтес, который больше исследовал одаренных интеллектуалов, отмечая, что истоки этого феномена надо искать в возможностях детства. У каждого нормального ребенка обязательно бывают периоды, когда он делает, казалось бы, необычайные успехи. Так, отмечает Н. Лейтес, что все малыши очень чутки к иностранным языкам. Для детства характерна также удивительная сила воображения. К сожалению, по мере взросления большинство одаренных детей позволяют догнать себя в развитии. Но

бывает, что столь необычный жизненный старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях. Н Лейтес подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил себя как можно ярче в раннем детстве. Н. Лейтес заметил одно важное обстоятельство в развитии одаренности, выделяя как бы рубеж между неодаренностью и одаренностью - потребность реализовать себя. Он обращал внимание на то, что побудительная сила такой потребности отличает истинно одаренного и талантливого, и что это важно поощрять. Л. Венгер, участвуя в дискуссии, в развитии одаренности многое связывал с возможностями формирования личности каждого ребенка, а генетическую предопределенность видел только в темпах усвоения умений, знаний. Изучение одаренности имеет длительную историю и, тем не менее, терминология еще не вполне установилась и имеет несколько различных значений. Указывая на одаренность человека, говорят о наследственных предпосылках, о высоком уровне умственного развития и многих других особенностях.

Воспользуемся термином одаренность в наиболее употребительном его значении, имея в виду высокий уровень развития способностей, любых - общих и специальных. У некоторых детей и взрослых уровень способностей значительно отличается от среднего. Их называют очень способными и одаренными.

Семинарское занятие Цель: исследование проявлений общих и специальных способностей,

акселерации и ретардации у детей и подростков.

Основные понятия: акселерация, ретардация, способности, одаренность.

Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности

Полнотекст

Одарённый ребёнок - это ребёнок, имеющий высокий уровень развития способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях деятельности.

Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции составляют 20 - 30#37;. К благополучным из них относят всего лишь 5#37;, остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

Проявления - симптоматика данного хода развития весьма разнообразна. Главная её особенность состоит в том, что в своём поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии, одарённый ребёнок приближается к ребёнку дезадаптированному. Одарённые дети тяжело воспринимаются окружающими, и нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе.

Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок попадал в категорию «трудные дети» связаны, прежде всего, с неправильным отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Нормальному развитию и адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др. - могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты.

Одну из серьёзных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.

Другая причина социально-психологических проблем - это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых детей. Одарённость - это слово не из детского сознания. Талантливый ребёнок осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер личностных проблем такого ребёнка во многом определяется особенностями формирующейся у него самооценки.

Личностные трудности одарённых детей ещё больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной самооценки и своих возможностей, низкого ypoвня притязаний, критичности к себе, неспособности реализовать свои потенциальные способности.

Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей. Это:

трудности в нахождении близких по духу друзей;

проблемы участия в играх и развлечениях сверстников;

проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности;

очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе;

диссинхромия развития [1] как причина потери мотивации к учёбе.

Предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чредой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему.

Система создана на основе индивидуальных, учебно-воспитательных планов работы с одарёнными детьми. Она содержит оптимально выявленные технологии социально-педагогической деятельности, к которым можно отнести; консультацию родителей и учителей по поводу организации отдыха и рабочего места одарённого ребёнка, проведение социальным педагогом-психологом беседы на тему «Нормальное восприятие детской одарённости», наблюдение за родителями одарённого ребенка и за ним [2]. организацию проведения психологом психокоррекционной работы с самим ребёнком.

Диссинхромия - неравномерность в развитии различных способностей ребёнка.

Данная система в практической деятельности может быть изменена и дополнена.

Проблемы психической адаптации одаренных подростков

В современном обществе все более активно практикуется создание различных школ-интернатов и гимназий для одаренных детей. Процесс обучения в таких школах связан для подростков с различного рода трудностями. Основная и главная проблема это проблема адаптации учащихся к новым социально-психологическим условиям. Огромные учебные нагрузки, новый коллектив, вынужденное отделение от семьи, лишение социально значимых контактов с привычным окружением в сочетании с несформированным эмоциональным статусом подростков часто приводят к различным нарушениям психической адаптации. Основными признаками таких нарушений являются ипохондрия, невротические и депрессивные реакции, которые сопровождаются ухудшением общего сомато-психического благополучия, снижением успеваемости и возникновением множества социальных проблем.


Психическая адаптация - это один из фундаментальных процессов, определяющий установление адекватных соотношений между человеком и средой, между психической деятельностью, обусловливающей поведение, и физиологическими механизмами, которые это поведение обеспечивают. Ю.А.Александровский отмечал, что при любом нарушении этого соотношения наблюдается различная по качеству и выраженности дезорганизация социальных контактов человека, снижение контроля действий, усиление эгоцентрических устремлений, агрессивность.

Адаптивные способности человека закладываются еще в пренатальном периоде его развития, а важнейшую роль в их дальнейшем формировании играет родительская семья. Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от его семейных условий в настоящем или прошлом.

Рассматривая влияние семьи на становление человека, необходимо также учитывать и такой малозаметный, но очень важный аспект развития личности, как субъективное восприятие ребенком особенностей внутрисемейных отношений. Особенно ярко этот аспект проявляется в переходном возрасте, когда у подростка резко меняется видение мира вообще и родительской семьи в частности. Несмотря на то, что одной из самых важных потребностей этого возраста является потребность в освобождении от контроля и опеки взрослых, а также от установленных ими правил и порядков, семья продолжает оставаться для подростков важной референтной группой. Отрыв от семьи оказывает на них сильное психотравмирующее воздействие. Таким образом, то, что большинство учащихся специализированных школ проживают в интернате, дополнительно осложняет процесс их адаптации к новым социальным условиям.

Основной задачей специализированных школ-интернатов для одаренных детей является воспитание неординарной, творческой и, безусловно, психически и физически здоровой личности. К сожалению, в таких школах часто наблюдается явный дисбаланс во внимании к проблемам развития интеллектуального и развития личностного.

Проблема психической адаптации учащихся в специализированных школах стоит очень остро. Практическое ее решение требует всестороннего ее изучения и, в первую очередь, исследования особенностей психической адаптации подростков, их субъективного восприятия родительской семьи и системы отношений в целом. Знание всех этих особенностей необходимо для создания специальной программы, направленной на формирование способов и путей самореализации подростков с целью развития адаптивных свойств личности. В настоящий момент такая программа апробируется на базе Академической гимназии СПбГУ.

Источники: http://studopedia.ru/5_28507_odarennie-deti-i-osobennosti-ih-sotsialnoy-adaptatsii.html, http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10272.php, http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=2793

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Можно ли докармливать ребенка

Нужно ли докармливать далее...

Энурез у детей 12 лет

Главная Детское здоровье далее...

Проезд транспорте детей 7 лет

E-kvytok.kiev.ua «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и далее...

Ребенок 4 года жалуется боль ноги

или войти с помощью: СПАСИБО ЗА далее...

Популярные статьи

Интересно

Смс поздравления с днем рождения ребенка родителям

Смс поздравления с днем рождения родителям Поздравляю любимую мамуС днем рожденья. желаю добра,Этот будет лучшим самым,Чтоб счастливой была до утра,Принимай смс от сына,Я люблю тебя очень сильно....


Что должен знать ребенок в 8 лет

Что должен уметь ребенок в 8 лет Вашему ребенку уже восемь! Он уже многое знает, умеет и даже ходит в школу. Родители не перестают...


Особенности развития детей 9 10 лет

Статья по теме: Возрастные особенности детей 9 – 10 лет Предварительный просмотр: 1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. 2. Может пренебрегать своим внешним...